Отправлено: 10.03.09 21:45. Заголовок: "А время гонит лошадей"
Решила открыть новую поэтическую ветку и посвятить её времени и всему, что связано с ним. Предлагаю вспомнить любимые стихотворения, в которых так или иначе говорится о времени или упоминаются такие слова, как век, столетие, года,эпоха и т. д.
Время - удивительное понятие, для меня лично непостижимое, таинственное, могучее и ничем не сокрушимое. Всё во Вселенной находится в его власти. Это категория и физическая, и историческая, и социальная, и философская, и нравственная, и психологическая.
Стихотворения можно условно подразделить на две группы. 1. Посвящённые быстротечности человеческой жизни, её трагичности. Как известно,"человек не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день", т. е. он не только смертен, но ещё и "внезапно смертен".
Ни один поэт не обошёл стороной эту тему. Например, Пушкин.
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит - Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля - Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
2.Другая группа стихотворений для меня ещё более интересная. Она связана с единоборством человека и эпохи, с нежеланием подчиняться законам времени, стремлением вырваться на свободу из узких рамок и таким образом опередить своё время, возможно заплатив за это самым дорогим - жизнью. Я уже приводила на форуме потрясающее стихотворение Наума Коржавина. А теперь хочу поделиться любимыми строками из Мандельштама.
Нет, никогда, ничей я не был современник
Нет, никогда, ничей я не был современник, Мне не с руки почет такой. О, как противен мне какой-то соименник, То был не я, то был другой.
Два сонных яблока у века-властелина И глиняный прекрасный рот, Но к млеющей руке стареющего сына Он, умирая, припадет.
Я с веком поднимал болезненные веки -- Два сонных яблока больших, И мне гремучие рассказывали реки Ход воспаленных тяжб людских.
Сто лет тому назад подушками белела Складная легкая постель, И странно вытянулось глиняное тело,-- Кончался века первый хмель.
Среди скрипучего похода мирового -- Какая легкая кровать! Ну что же, если нам не выковать другого, Давайте с веком вековать.
И в жаркой комнате, в кибитке и в палатке Век умирает,-- а потом Два сонных яблока на роговой облатке Сияют перистым огнем.
Отправлено: 12.03.09 02:32. Заголовок: Ахматова В каждых су..
Ахматова В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла.
Отправлено: 12.03.09 07:07. Заголовок: Хармс. Не знаю, кака..
Хармс. Не знаю, какая группа.
цитата:
ПОСТОЯНСТВО ВЕСЕЛЬЯ И ГРЯЗИ
Вода в реке журчит прохладна, и тень от гор ложится в поле, и гаснет в небе свет. И птицы уже летают в сновиденьях, и дворник с черными усами стоит всю ночь под воротами и чешет грязными руками под грязной шапкой свой затылок, и в окна слышен крик веселый и топот ног и звон бутылок.
Проходит день, потом неделя, потом года проходят мимо, и люди стройными рядами в своих могилах исчезают, а дворник с черными усами стоит года под воротами и чешет грязными руками под грязной шапкой свой затылок. И в окна слышен крик веселый и топот ног и звон бутылок.
Луна и солнце побледнели. Созвездья форму изменили. Движенье сделалось тягучим, и время стало как песок. А дворник с черными усами стоит опять под воротами и чешет грязными руками под грязной шапкой свой затылок, и в окна слышен крик веселый и топот ног и звон бутылок.
Сообщение: 602
Настроение: перманентно раздваиваюсь...
Откуда: страна пока та еще..., Москоу-таун
Отправлено: 12.03.09 08:07. Заголовок: Видимо к группе № 1 ..
Видимо к группе № 1 могут подойти лирические строчки Л.Семакова, обращенные к жене. С одной стороны "борцом со временем" бард-пьяница никогда не был, как бы повторив судьбу Венички (и многих других), с другой - обессмертил само понятие "любовь":
"...Наступит время овдоветь. Сумей, мой ангел, вдовью долю преодолеть, преодолеть! В сороковинный теплый вечер приди к нехитрому кресту - я, устремясь к тебе навстречу, хоть лопухом да прорасту..."
Сообщение: 1141
Настроение: лучше некуда
Откуда: Германия, село Дюссель
Отправлено: 11.06.09 17:55. Заголовок: Н. Заболоцкий Время..
цитата:
Н. Заболоцкий
Время
Как будто маленький собор, Висящий крепко на гвозде, Часы кричали с давних пор, Как надо двигаться звезде. Бездонный времени сундук, Часы — творенье адских рук! И все это прекрасно понимая, Сказал Фома, родиться мысли помогая: «Я предложил бы истребить часы!» И закрутив усы, Он посмотрел на всех спокойным глазом. Блестела женщина своим чугунным тазом.
Какая женщина? Не понимаю последнюю строчку. У меня дома есть старые часы, которые, если повесить циферблатом к стене, не желая более времени замечать, "повернув назад", тсз, напоминают фигуру женщины...
Почему "чугунным тазом"? И потом, разве чугун может блестеть? Я думала, только покрытие его, т.е., лак блестит, но не сам чугун? ;))
Этот Фома - неверующий? Если дальше ряд продолжить - это будет часы-усы-бесЫ?
Ираклий, Тихон, Лев, Фома Сидели важно вкруг стола. Над ними дедовский фонарь Висел, роняя свет на пир. Фонарь был пышный и старинный, Но в виде женщины чугунной. Та женщина висела на цепях, Ей в спину наливали масло, Дабы лампада не погасла И не остаться всем впотьмах.
Сообщение: 1146
Настроение: лучше некуда
Откуда: Германия, село Дюссель
Отправлено: 12.06.09 00:12. Заголовок: Да, Penguin, я (глуп..
Да, Penguin, я (глупенькая) не весь стих нашла и прочла, а только часть. Конечно, теперь все вроде бы становится на свои места, хотя...
Вопросы все еще есть, и немало, но я попробую сначала сама на них ответить и напишу непременно в форум, если опять запутаюсь или чего не пойму. Странный ведь стих, правда? вы не находите? ;)))))))
Сообщение: 1117
Настроение: перманентно раздваиваюсь...
Откуда: страна пока та еще..., Москоу-таун
Отправлено: 12.06.09 05:22. Заголовок: ...Вряд ли можно все..
...Вряд ли можно всерьез принимать за стихи эту попытку жанризма с довольно неловкими строчками
"Фонарь был пышный и старинный, Но в виде женщины чугунной"...
Отуда это нелепое "но"??? Слишком напоминает более поздние анониные каламбуры студенческих времен типа "шел дождь и два студента. У одного на шее висел галстук, у другого - жена и двое детей"...
"Озарение-гапонизм": начало стиха дает аббр. ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь), хорошо известный сталинскому ЗК Заболоцкому. (Смутно вспоминаю его короткое колымское - про замерзших зэков-стариков, посланных за хлебом)
Опять в этом же направлении: "Ираклий, Тихон, Лев, Фома сидели..."
По ассоциации даю одну из лучших вещей с диска №2 серии "Песни воли и тюрьмы" - "Приезжайте к нам на Колыму!" (1987, Москва, "Вольный стиль", исп. - Витя Гагин):
Лагерный отбой
(сл. Романа Рутмана, видимо такого же сталинского сидельца)
Сверят стрелки вахта и конвой, втянется в ворота хвост колонн... Ровно в 10 лагерный отбой прозвенит над проволкою зон. Рельс о рельс колотится: "Отбой!" Зэк в барак торопится - отбой. Рельсовый простуженный стальной благовест плывет над Колымой. "Вам покой, Игарка и Тайшет! Завернись в бушлат, Караганда!" - лагерный заржавленный брегет вызвонит недели и года... Тень до середины доросла, тень перевалила за Урал, в свой черед вступает Дубравлаг в колыбельный лагерный хорал: "Песням несложившимся - отбой! Звездам закатившимся - отбой!.." Я не сплю в московской тишине: через час - подъем на Колыме... -----------------------------------------
("Предлагаю вспомнить..." - очень справедливо начато выше)
Отправлено: 14.06.09 02:22. Заголовок: По поводу Заболоцког..
По поводу Заболоцкого, вернее, по поводу недоумений по поводу Заболоцкого - ведь это же стихотворение его обэриутского периода. С точки зрения техники и эстетики ОБЭРИУ там все на своем месте, даже пожалуй что слишком конкретно.
«Високосный год» (стихи: Л. Филатов. музыка: В. Качан) О, високосный год – проклятый год Как мы о нем беспечно забываем И доверяем жизни хрупкий ход Всё тем же пароходам и трамваям А между тем в злосчастный этот год Нас изучает пристальная линза Из тысяч лиц – не тот..., не тот..., не тот... Отдельные выхватывая лица И некая верховная рука В чьей воле все кончины и отсрочки Раздвинув над толпою облака Выхватывает нас поодиночке А мы бежим, торопимся, снуем Причин спешить и впрямь довольно много И вдруг о смерти друга узнаем Наткнувшись на колонку некролога И стоя в переполненном метро Готовимся увидеть это в яви: Вот он лежит, лицо его мертво, Вот нет его, вот он в могильной яме Переменив прописку и родство, Он с ангелами топчет звездный гравий И все что нам осталось от него - С полдюжины случайных фотографий Случись мы рядом с ним в тот жуткий миг И Смерть бы проиграла в поединке: Она б она взяла за воротник, А мы бы ухватились за ботинки Но что тут толковать, коль пробил час Слова отныне мало что решают И сказанные десять тысяч раз Они друзей, увы, не воскрешают Ужасный год - кого теперь винить? Погоду ли, с ее дождем и градом? Жить можно врозь и даже не звонить Но в високосный год держаться рядом.
"...Время- вещь необычайно длинная, - были времена- прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети, строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки по имени - "Факт".
Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль; Для первых нет мне упований, А старой мне печали жаль. Мечты, мечты! где ваша сладость? Где, вечная к ней рифма, младость? Ужель и вправду наконец Увял, увял ее венец? Ужель и впрям и в самом деле Без элегических затей Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? И ей ужель возврата нет? Ужель мне скоро тридцать лет?
XLV
Так, полдень мой настал, и нужно Мне в том сознаться, вижу я. Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя! Благодарю за наслажденья, За грусть, за милые мученья, За шум, за бури, за пиры, За все, за все твои дары; Благодарю тебя. Тобою, Среди тревог и в тишине, Я насладился... и вполне; Довольно! С ясною душою Пускаюсь ныне в новый путь От жизни прошлой отдохнуть.
Сообщение: 4597
Настроение: радужное
Откуда: Германия
Отправлено: 22.12.11 19:30. Заголовок: ЛОШАДИ В ОКЕАНЕ ..
ЛОШАДИ В ОКЕАНЕ
И.Эренбургу
Лошади умеют плавать. Но - нехорошо. Недалеко.
"Глория" по-русски значит "Слава", - Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый, Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами, Тыща лошадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи! Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли. Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров. В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось - плавать просто, Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края. На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали, Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их - Рыжих, не увидевших земли.
Б. Слуцкий
Слуцкий пишет:
цитата:
Плыл по океану рыжий остров. В море в синем остров плыл гнедой.
Я может быть не совсем в курсе, что значит - гнедые кони, но мне кажется они никак не рыжие. Ещё есть буланые... И ещё - каурые... Сивка-бурка, вещая каурка... Неужели это всё оттенки коричневого цвета?
Из словаря Яндекса
цитата:
ГНЕДО́Й (ст.-слав. гнѣтити — "зажигать") — коричневый цвет (см. также буланый; каурый).
Сообщение: 4598
Настроение: радужное
Откуда: Германия
Отправлено: 22.12.11 19:52. Заголовок: И ещё Слуцкий... И е..
И ещё Слуцкий... И ещё лошади... Разных мастей. Какого они цвета?
Лошади едят овес и сено! Ложь! Зимой 33-го года Я жил на тощей, как жердь, Украине. Лошади ели сначала солому, Потому - худые соломенные крыши, Потом их гнали в Харьков на свалку. Я лично видел своими глазами Суровых, серьезных, почти что важных Гнедых, караковых и буланых, Молча, неспешно бродивших по свалке. Они ходили, потом стояли, А после падали и долго лежали, Умирали лошади не сразу... Лошади едят овес и сено! Нет! Неверно! Ложь, пропаганда. Все - пропаганда. Весь мир - пропаганда.
Сообщение: 898
Настроение: Собачье, а то?
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 28.12.11 21:31. Заголовок: Плыл по океану рыжий..
цитата:
Плыл по океану рыжий остров. В море в синем остров плыл гнедой.
Фальшивое стихотворение. Придуманное.
Я ещё понятия не имел, кто такой Слуцкий, и даже что это - стихотворение, а не бардовская песня. Но я вырос в 50 метрах от Черного моря на Портовой улице, и впервые услышав - сразу понял - фальшак.
цитата:
Мина кораблю пробила днище Далеко-далёко от земли.
Тот, кто лично это видел и пережил, не мог жалеть лошадок. Ибо должен был знать - и что важнее, чувствовать собственной шкурой - что у людей в такой ситуации тоже крайне мало шансов выжить. Даже если все они (чего в реале не бывает) успели сесть в шлюпки, а в погоде как раз начался двухнедельный штиль (чего тоже не бывает), тем более - в Северной Атлантике, где изображаемый очевидец мог бы нечто подобное наблюдать.
Далеко-далёко от земли.
Угу.
Вспоминать после этого живописно и поэтично тонущих лошадок мог только БЕЗОПАСНЫЙ наблюдатель. То есть тот, кто сам там не был, а картинные картины - додумал.
Ну... или - это я уже вот только сейчас сообразил, циничным перебором всех вариантов, тому мальчишке это в голову не приходило - или это наблюдал враг тех людей, который и поставил мину или запустил мину самодвижущуюся. Ну, типа, командир подводной лодки. Полюбовался и уплыл...
Так что жесток тут прежде всего автор-раскказчик.
Впрочем, есть ещё вариант: стих написан от лица наблюдателя - не человека. Возможно, даже не гуманоида. Тот - да, мог больше обращать внимание на лошадей, чем на людей... Имел право.
P.S.
цитата:
Сивка-бурка, вещая каурка... Неужели это всё оттенки коричневого цвета?
Угу, особенно сивый (седой). :(
Вообще-то это не только не оттенки, но даже и не одна лошадь. В изначальном варианте сказки - если верить самому естественному объяснению - кони символизируют своих хозяев, а те - свои касты/возрастные группы, распространенные ещё с допотопных времен и, собственно, до начала 20 века. Старший - на сивом/белом коне, его цвет - цвет возраста, мудрости, волхвов и аксакалов. Не допрыгнул. Средний - уравновешенный мужчина в самом расцвете сил, хозяин - в смысле - живущий хозяйством, с бурой земли, домовитый, матерой казак. Не допрыгнул. Младший (ака И. Дурак) - воин призывного возраста, ещё молодой, лихой, не взявший много добра и на всякое дело потому отважный - его цвет - красный/рыжий, цвет касты воинов, огня и крови. Естественно, прыгнул выше всех - безбашенные подвиги по его части...
Так что в оригинал каждый раз прибегал новый конь, круче предыдущего, в этом и был смысл ТРЁХ попыток. Сивый - бурый - каурый. Ну а потом символика подзабылась, а рассказчики спутали коней в кучу, в трехцветный гибрид...
Сообщение: 901
Настроение: Собачье, а то?
Откуда: РФ, Москва
Отправлено: 29.12.11 16:43. Заголовок: нового "ветра пе..
цитата:
нового "ветра перемен" в стране
А у нас уже и ветер перемен? Что-то не замечал-с... (Не, ну ветер всегда налицо - и на другие части организма -, но вот перемен пока никто ладно что не обещал - даже не требовал.)
Сообщение: 4605
Настроение: радужное
Откуда: Германия
Отправлено: 31.12.11 02:06. Заголовок: Фафик пишет: Так чт..
Фафик пишет:
цитата:
Так что в оригинале каждый раз прибегал новый конь, круче предыдущего, в этом и был смысл ТРЁХ попыток. Сивый - бурый - каурый.
В каком оригинале, Фафик? Ссылка есть? ;))
У Афанасьева так это даже и не сивка-бурка, а сивко-бурко, и не вещий каурка, а вещий воронко. То есть, у него был в сказке один конь - «Сивко-бурко, вещий воронко!»
Вот тут 2 варианта сказки. Один - в обработке Булатова, другой - Афанасьева.
Сударыня, конкретный "оригинал" вряд ли существует, и Вам уже давно пора понять очевидное: Фафик обычно освещает суть явления тсз а'propos, (здесь - в целом). Не болото здесь с рафинированным требованием начитанных кумушек-цитатчиц к мнению! Здесь беседа аксакалов в чайхане, скорее, и прислушивающихся к ним случайно заинтересованных...
Так, напр., в русском фольклоре не существует прямого, в чистом виде, указания на майорат (что наглядно существует в перровском "Коте в сапогах"!), но мы же знаем о, напр., дискриминации дочерей в вопросе наследования и о проявлениях оного "М." в южных" (хто тут у нас с казаков будет?!) областях Руси...
Единственно можно на Ваш вопрос ответить ершовским коньково-горбунковским (но это уже позапрошлый век, не древность, да и не фольклор, увы...):
- ... Старший умный был детина, средний брат ни так ни сяк, младший вовсе был дурак.
Отправлено: 01.01.12 18:17. Заголовок: Раз год драконовский..
Раз год драконовский...
Вот один из первых стишков на русском языке, которыми любовались мои ребята. Стишок стал у нас семeйным, внуки его тоже знают наизусть :)
Девятиглавые драконы едят на завтрак макароны, А восьмиглавые едят один ванильный шоколад. Тот, кто на завтрак ест мучное, в пещеру прячется от зноя, А кто на завтрак сласти ест, боится темных, мрачных мест. Дракон Зуб-Зуб в подземном зале играет польку на рояле. Ответьте мне без лишних слов: так сколько у него голов?
Отправлено: 01.01.12 21:27. Заголовок: Князь Мышкин пишет: ..
Князь Мышкин пишет:
цитата:
А по ссылке показывается...
Понятия не имею, Князь, почему у меня не показывается в посте . В предпросмотре картинка тату-трибаль была. Мне такие тату нравятся. Впрочем, нравятся драконы вообще, я их собираю, если найду покрасивее, Вашего тоже уже в коллекцию украла
Оффтоп: Немного офтопить разрешено. Выделяете весь свой офтопный текст и нажимаете соответствующую кнопку. Можно и в Вашу ветку перейти, где мы все так славно у Вас гостим.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет